Команда по локализации инструмента, опираясь на исследование связи социально-экономического статуса семьи ученика, с целью того, чтобы вероятность решения задач третьего уровня была больше (чтобы не потерять значения на такой малой выборке), приняла решение о включении в исследование на малых группах учеников учащихся из семей с высоким социально-экономическим статусом, проживающих в Бостоне, Массачусетс.
Для качественного исследования были отобраны ученики из пятого класса и двух четвертых классов, которые имели хорошие результаты в изучении математики. На основе исследования на малых группах исследователи пришли к выводу, что ученики четвертых классов могут проходить тестирование, не смотря на то, что они на год младше, чем российские четвероклассники. Но вопрос сужения рамок аудитории применения требует дополнительных исследований, в который должны быть включены дети сравниваемых возрастов и классов двух стран. Это позволит выяснить есть ли существенный прирост решаемости задач третьего уровня между учениками четвертого и пятого классов.
Последний класс перед окончанием начальной школы | Фактическое изучение математики | Содержание учебной программы | |
Россия | 4 (10-11 лет) | 4 года | 4 класс (4 года изучения математики) |
США | 5 (10-11 лет) | 6 лет | 4 класс (5 лет изучения математики) |
В целом, содержание учебной программы математика в начальной школе в России достаточно схоже с программой в начальной школе в США. В таблице ниже представлены учебные цели для каждой учебной программы по математике, основанные на Примерной программе для начальной школы (Савинов, 2013, Россия) и Общими стандартами обучения математике (Национальная ассоциация губернаторов, 2010, США). Анализируемые разделы математики: числа, арифметические операции, текстовые задачи, геометрия, измерение и величины, дроби – взяты из соответствующих программ обоих стран.
Расхождения, представленные ниже, требуют подробного рассмотрения.
Обе учебные программы придают особое значение важности знакомства с цифрами от 1 до миллиона и умению анализировать числа, американские стандарты осуществляют это через акцентирование на десятичной системе и значении разряда. Российские нормативы не указывают средств, с помощью которых дети должны анализировать систему счисления.
Арифметические операции:
По обеим программам ученики должны быть способны выполнять четыре арифметические операции. Тем не менее, стандарты США предполагают производить эти операции путем использования методов поместного значения (разряды), а также, иллюстрируя решения с помощью уравнений, массивов, и областей. Российские стандарты устанавливают определенные ожидания относительно того, что дети смогут выполнять операции в пределах 100 устно. В стандартах США не указано, как дети должны выполнять арифметические операции. Кроме того, стандарты США предусматривают знание кратности и множителей, а также способность умножать дроби на целые числа.
Текстовые задачи:
Обе программы предусматривают способность решать многошаговые текстовые задачи с помощью арифметических действий, описанных выше. Стандарты США включают в себя решение текстовых задач через использование дробей. Российские стандарты дают более обобщенное представление о дробях, как способ найти определенную часть числа в задаче. Российские стандарты предполагают решение задач несколькими способами.
Обе программы подразумевают к концу обучения свободное владение двухмерными геометрическими фигурами, способность вычислить их периметр и площадь некоторых з них. В стандарте США предусматривается, что дети должны уметь находить периметр прямоугольника, в России учащиеся должны уметь рассчитать так же периметр треугольника. Российские стандарты включают в себя знакомство с некоторыми трехмерными формами и измерение их размеров. В программе США вводятся понятия перпендикулярных и параллельных прямых и свойства углов.
Измерения и величины:
Обе программы подразумевают знакомство со стандартными единицами измерения, с таблицами и диаграммами, а так же умение рисовать и измерять сегменты. В стандартах США указывается, что дети должны уметь работать с диаграммами, изображающими дроби. По стандартам США так же требуется умение измерять углы.
Дроби:
Программа обучения в США подразумевает, что четвероклассники должны уметь работать с дробями и десятичными дробями на начальном уровне. Российские программы не включают в себя изучение дробей.
Следующим шагом все задания теста были проанализированы, переведены и адаптированы. Тест был сокращен, потому что апробация в течение 90 минут на вариант на территории США крайне проблематична, учебные организации могут выделить не более 45 минут на тест.
Показатель | Вся выборка | Американская школа | Русская школа |
Число испытуемых | 73 | 43 | 30 |
Средний балл | 12 | 11 | 14 |
Стандартное отклонение | 4,21 | 3,2 | 4,7 |
Коэффициент ассиметрии | 0,001 | -0,143 | -0,62 |
Коэффициент аксцесса | -0,56 | -0,67 | -0,33 |
Средний коэффициент решаемости | 0,507 | 0,45 | 0,59 |
Средний индекс дискриминативности | 0,37 | 0,313 | 0,47 |
Средний скор. коэф. точ.-бис. корреляции | 0,35 | 0,22 | 0,39 |
Показатель надежности (KR20) | 0,80 | 0,68 | 0,84 |
Стандартная ошибка измерения | 1,87 | 1,83 | 1,87 |