Инструмент оценки качества освоения содержания и динамики учебных достижений школьников | SAM
+7 (499) 653 51 10
sam@ciced.ru
Facebook
YouTube
flagEnglishflagҚазақflagTajik
flagРусский
  • Об инструменте
    • Теория
    • Авторы
    • Хронология разработки
  • Как это работает?
  • Мы предлагаем
  • Материалы
  • Мероприятия
  • Видеокурсы
    • Видеокурс 1
    • Видеокурс 2
    • Видеокурс 3
  • Контакты

Адаптация SAM в США

План исследования
  1. Определение целевой аудитории локализованного инструмента SAM.
    Дети какого возраста и какого класса обучения будут принимать участие в тестировании?
  2. Сопоставление программ обучения по математике в начальной школе России и США. Выделения заданий российской версии SAM, которые могут быть переведены и адаптированы для использования в США. Результатом данного этапа стало обоснованное решение о том, какие блоки заданий русскоязычной версии могут быть переведены и адаптированы, а какие – подлежат замене.
  1. Перевод и адаптация заданий SAM, которые являются общими для России и США.
  2. Составление теста и обратный перевод.
  3. Доработка заданий и экспертиза теста.
  4. Определение культурных эффектов, которые могут оказать влияние на функционирование заданий и теста в целом.
  5. Подготовка и проведение качественного исследования по восприятию заданий американскими школьниками.
  6. Доработка заданий и подготовка к клинической апробации.
  7. Клиническая апробация
  8. Анализ полученных результатов
Целевая аудитория теста

Команда по локализации инструмента, опираясь на исследование связи социально-экономического статуса семьи ученика, с целью того, чтобы вероятность решения задач третьего уровня была больше (чтобы не потерять значения на такой малой выборке), приняла решение о включении в исследование на малых группах учеников учащихся из семей с высоким социально-экономическим статусом, проживающих в Бостоне, Массачусетс.

Для качественного исследования были отобраны ученики из пятого класса и двух четвертых классов, которые имели хорошие результаты в изучении математики. На основе исследования на малых группах исследователи пришли к выводу, что ученики четвертых классов могут проходить тестирование, не смотря на то, что они на год младше, чем российские четвероклассники. Но вопрос сужения рамок аудитории применения требует дополнительных исследований, в который должны быть включены дети сравниваемых возрастов и классов двух стран. Это позволит выяснить есть ли существенный прирост решаемости задач третьего уровня между учениками четвертого и пятого классов.

Последний класс перед окончанием начальной школыФактическое изучение математикиСодержание учебной программы
Россия4 (10-11 лет)4 года4 класс (4 года изучения математики)
США5 (10-11 лет)6 лет4 класс (5 лет изучения математики)

4-5 класс

Сопоставление учебных программ

В целом, содержание учебной программы математика в начальной школе в России достаточно схоже с программой в начальной школе в США. В таблице ниже представлены учебные цели для каждой учебной программы по математике, основанные на Примерной программе для начальной школы (Савинов, 2013, Россия) и Общими стандартами обучения математике (Национальная ассоциация губернаторов, 2010, США).  Анализируемые разделы математики: числа, арифметические операции, текстовые задачи,  геометрия, измерение и величины,  дроби – взяты из соответствующих программ обоих стран.

Расхождения, представленные ниже, требуют подробного рассмотрения.

Числа:

Обе учебные программы придают особое значение важности знакомства с цифрами от 1 до миллиона и умению анализировать числа, американские стандарты осуществляют это через акцентирование на десятичной системе и значении разряда. Российские нормативы не указывают средств, с помощью которых дети должны анализировать систему счисления.

Арифметические операции:

По обеим программам ученики должны быть способны выполнять четыре арифметические операции. Тем не менее, стандарты США предполагают производить эти операции путем использования методов поместного значения (разряды), а также, иллюстрируя решения с помощью уравнений, массивов, и областей. Российские стандарты устанавливают определенные ожидания относительно того, что дети смогут выполнять операции в пределах 100 устно. В стандартах США не указано, как дети должны выполнять арифметические операции. Кроме того, стандарты США предусматривают знание кратности и множителей, а также способность умножать дроби на целые числа.

Текстовые задачи:

Обе программы предусматривают способность решать многошаговые текстовые задачи с помощью арифметических действий, описанных выше. Стандарты США включают в себя  решение текстовых задач через использование дробей. Российские стандарты дают более обобщенное представление о дробях, как способ найти определенную часть числа в задаче. Российские стандарты предполагают решение задач несколькими способами.

Геометрия:

Обе программы подразумевают к концу обучения свободное владение двухмерными геометрическими фигурами, способность вычислить их периметр и площадь некоторых з них. В стандарте США предусматривается, что дети должны уметь находить периметр прямоугольника, в России учащиеся должны уметь рассчитать так же периметр треугольника. Российские стандарты включают в себя знакомство с некоторыми трехмерными формами и измерение их размеров. В программе США вводятся понятия перпендикулярных и параллельных прямых и свойства углов.

Измерения и величины:

Обе программы подразумевают знакомство со стандартными единицами измерения, с таблицами и диаграммами, а так же умение рисовать и измерять сегменты. В стандартах США указывается, что дети должны уметь работать с диаграммами, изображающими дроби. По стандартам США так же  требуется умение измерять углы.

Дроби:

Программа обучения в США подразумевает, что четвероклассники должны уметь работать с дробями и десятичными дробями на начальном уровне. Российские программы не включают в себя изучение дробей.

Адаптация заданий и формирование теста

Следующим шагом все задания теста были проанализированы, переведены и адаптированы. Тест был сокращен, потому что апробация в течение 90 минут на вариант на территории США крайне проблематична, учебные организации могут выделить не более 45 минут на тест.

Матрица адаптации заданий (EN)
Вариант теста для апробации (EN)
Тест содержит
0
задания
Время прохождения
0
минут
Качественное исследование на
0
учащихся
Клиническая апробация

В тестировании приминало 73 англоговорящих учащихся. 43 ученика 4-5 классов американской школы г. Бостон и 30 учащихся 3-4 классов русской школы.

Анализ результатов
  • В целом тест имеет хорошую внутреннюю согласованность, коэффициент альфа Кронбаха равен 0,8.
  • Средний коэффициент решаемости имеет оптимальное значение 0.51
  • Средний коэффициент дискриминативности имеет оптимальное значение 0.37
  • Наблюдается четкая иерархия уровня трудности заданий в согласии с теоретической моделью
  • Некоторые задания требуют дополнительного рассмотрения. Задание с повышенной трудностью AnsP18 и два задания с экстремально высокой решаемостью (AnsP4 и AnsP22).
  • Задание AnsP5 требует доработки, так как дискриминативность слишком низкая. Данное задание с выбором верного ответа из предложенных, решает 68% учащихся, но вырный ответ выбирают как ученики с высоким уровнем подготовки, так и с низким.
Анализ заданий в классической теории тестирования (RUS)
Общие результаты теста по математике
ПоказательВся выборкаАмериканская школаРусская школа
Число испытуемых734330
Средний балл121114
Стандартное отклонение4,213,24,7
Коэффициент ассиметрии0,001-0,143-0,62
Коэффициент аксцесса-0,56-0,67-0,33
Средний коэффициент решаемости0,5070,450,59
Средний индекс дискриминативности0,370,3130,47
Средний скор. коэф. точ.-бис. корреляции0,350,220,39
Показатель надежности (KR20)0,800,680,84
Стандартная ошибка измерения1,871,831,87
© 2020 SAM (Student Achievements’ Monitoring). CICED

Registration_form_ru

×