Этапы создания теста
- Разработка матрицы с основными разделами учебного предмета с перечнем с образовательных целей, достижение которых подлежит тестированию.
- Указывается набора средств, усвоение которых составляет основу умений, соответствующих данному разделу.
- Для каждого раздела учебного содержания разрабатывается несколько задачных блоков, каждый из которых включает три задачи – 1-го, 2-го и 3-го уровня.
- В рамках блока, задачи должны образовывать естественную иерархию по степени трудности: задача первого уровня всегда самая легкая, а третьего – самая трудная.
Благодаря такому устройству каждый блок выполняет в тесте функцию детектора, определяющего уровень присвоения соответствующего раздела учебного материала.
Три уровня задач соответствуют трем уровням овладения содержанием учебного предмета:
- Первый уровень (формальный)
Ориентация учащегося на внешние характеристики задачной ситуации и образцов действия, включающая:
а) отнесение задачи по внешним признакам к некоторому классу (типу);
б) воспроизведение соответствующего образца или стандартной схемы (алгоритма, приема, правила) действия.
- Второй уровень (рефлексивный)
Ориентация на существенные отношения задачной ситуации, определяющие принципиальные возможности действия, включает:
а) содержательный анализ условий с выделением существенных отношений, связывающих элементы задачной ситуации в целостную логико-предметную структуру;
б) выработка на этом основании адекватной схемы действия, то есть решение задачи опосредуется обращением к внутреннему, сущностному плану, что предполагает привлечение средств моделирования предметной связности задачной ситуации.
- Третий уровень (функциональный)
Ориентация на поле осмысленных возможностей действия и его границы. Действие данного уровня включает:
а) реконструкцию поля вариантов действия с его границами;
б) мысленное опробование этих вариантов в свете решаемой задачи, а это предполагает преобразование любых элементов задачи.